Тема недели
В ситуации кадрового голода управляющим отелей приходится нелегко: нужно выполнить финансовый план, обеспечить высокий уровень сервиса гостям и всё это с минимальными ресурсами.
На волне отельного бума
На смену буму строительства
Звездная середина
Описывая оптимальный для Новосибирска гостиничный формат, респонденты «КС» предостерегают новичков от амбициозной влюбленности в «многозвездные» отели. «Три звезды» — самый рациональный, самый ликвидный на сегодня уровень, — говорит директор компании «Зеленый бор» ГК «Конквест» Сергей Косенко. — Для строительства пятизвездочного и даже четырехзвездочного отеля нужны сугубо экономические предпосылки. А их, как ни удивительно, больше у Иркутска — города меньшего по размерам, но «более туристического».
Кстати, сами иркутские отельеры, признавая большую, нежели в Новосибирске востребованность «многозвездных» отелей, в определении самой горячей отельной категории солидарны с новосибирцами. «В Иркутске перспективу имеют
Функционально иркутский отельный бизнес шире, чем в Новосибирске, — и классические отели для туристов (для них Иркутск — чаще всего транзитный пункт по пути на Байкал), и гостиницы для бизнесменов. В Новосибирске рекреационный сервис развит минимально (ни природными, ни архитектурными памятниками город не богат), зато
Вопрос рентабельности
«Вложения в трехзвездочный отель с приличным номерным фондом (около 100 номеров) — от $20 млн, — говорит Сергей Косенко. — Конечно, уменьшение числа номеров снижает затраты, зато существенно удлиняет период окупаемости». Эксперты настоятельно советуют не верить в универсалии и расчетные матрицы зарубежных пособий. «Уровень рентабельности — вопрос тонкий, — отмечает директор отеля DeLuxe Ольга Отмахова. —
По оценкам Евгении Котовщиковой, минимум номерного фонда для трехзвездочных
Месторасположение эксперты называют существенным для судьбы отеля фактором, но подчеркивают при этом, что понятие «центр города» не стоит абсолютизировать. В этом смысле иркутская и новосибирская ситуации почти антонимичны. В Иркутске тяготение отельеров к историческому центру обусловлено доминированием классического, созерцательного туризма. «Наиболее выгодным считается расположение в центре города, — рассказывает Сергей Евчик. — Это привязка к историческим местам, наиболее обустроенным улицам, Ангаре. Ядро Иркутска компактно — исторический, культурный, деловой центры и центр власти слиты воедино и находятся на относительно небольшой территории, входящей в Правобережный округ».
На этом фоне Новосибирск с его несколько аморфным, зато многополярным центром оказывается более удобным пространством как раз для трехзвездочных
Ценовая политика
Нормальной ценой для трехзвездочных отелей Сергей Косенко называет 3 тысячи рублей в сутки. «Впрочем, сейчас встречаются и вовсе странные расценки, — отмечает он. — Например,
Ценовой рационализм трехзвездочных отелей эксперты советуют поддерживать и правильным стартовым позиционированием, и текущей технологической экономией в рамках уже действующего проекта. «Материальную базу гостиницы нужно тщательно продумывать еще на начальных стадиях проектирования, — подчеркивает ведущий маркетолог московской компании «Аверс» Иван Сенин. — Мне, к примеру, в периферийных областных центрах доводилось видеть «трехзвездочники« с джакузи во всех номерах, с кариатидами и венецианской штукатуркой. Понятно, что инвесторы так воплощали свои грезы о шикарных старинных отелях, виденных в кино. Конечно, джакузи в номере — с позиций постояльца круто, но такой отель не окупится никогда. Это — не бизнес в чистом виде, а то, что американцы иронично именуют дримбилдингом — вкладывание денег в амбиции и мечты».
Что касается технологической экономии, то тут эксперты указывают три направления — постановка прачечного дела, бытовая химия и предметы индивидуального пользования. «Экономить на уюте нельзя, но можно сэкономить на средствах его поддержания, — подчеркивает Ольга Отмахова. — То есть можно убрать номер за 15 рублей, а можно за 3 рубля. Можно экономить на прачечной — тщательно рассчитывать расход моющих средств или отдать стирку на аутсорсинг. Как правило, в гостиничном бизнесе используется бытовая химия так называемого
Нормальная практика
Предметы на каждый день
Гигиенические аксессуары гостиничного номера — мыло, шампунь, полотенца, халаты — должны ли они обязательно быть марочными или предпочесть «анонимные», зато более дешевые эквиваленты? В отелях западных сетей этот вопрос принадлежит к разряду необсуждаемых: если оговорено наличие в ванных комнатах мыла марки X и шампуня марки Y, эти почтенные продукты будут доставляться в каждый отель. Порой эта принципиальность обходится дорого. Отечественные отельеры об этом нюансе осведомлены, и для них вопрос о содержимом туалетных столиков находится в сфере личного выбора. «Если отель позиционируется достаточно высоко, марочное мыло — обязательный атрибут номера, — говорит Ольга Отмахова. — А для демократичного формата подойдут и диспенсеры с жидким мылом».
На мебели практикующие отельеры экономить не советуют. «Мебель нужно выбирать добротную, с достаточным ресурсом прочности, — подчеркивает Ольга Отмахова. — Стоит серьезно вложиться, чтобы потом не пришлось менять ее ежегодно. Когда каждый год по пять номеров закрывается на ремонт — это несерьезно. Значит, материальная часть такой гостиницы изначально была сформирована неверно, в погоне за сиюминутной экономией». Принципиальным элементом каждой сибирской гостиницы Ольга Отмахова называет
Персональные проблемы
Материальная сторона — не самая трудная часть проекта. Куда большую проблему и для дебютантов, и для практикующих отельеров представляет кадровый ресурс гостиничного дела. «Несмотря на то что специалистов для туристического бизнеса готовят во многих вузах, чисто гостиничной специализации нет, — сетует Сергей Евчик. — Кроме того, очень не хватает младшего персонала. Это общая проблема индустрии гостеприимства — и отельеров, и рестораторов. Никто не готовит
Впрочем, в Новосибирске официальные места обучения отельному менеджменту есть — в университете экономики и управления, в НГТУ. Но, по признанию самих отельеров, далеко не все выпускники могут подтвердить свой дипломный статус реальным талантом гостиничного администратора. Но даже одаренного, мотивированного выпускника нужно «доращивать» в действующем коллективе — укреплять его мотивацию, развивать сервисную ментальность и навыки общения. Важен и верный подбор рабочего ритма — он тоже должен быть мотивирующим. «Подбирая персонал, я сначала на себе проверила избранный ритм, — вспоминает Ольга Отмахова. — Я сама попробовала убирать номера, побыла в амплуа горничной. Мне важно было выяснить, может ли наемный человек эффективно в этом ритме работать. Материал для выводов был. Если раньше у нас работали по системе «сутки/двое», то сейчас — «сутки/трое«. Более плотный ритм нерационален: человек выдерживает его около полугода. У нас же график достаточно мягкий. Пусть уж лучше люди работают спокойно. Работа должна быть не каторгой, а стимулирующим удовольствием».
Отели и сеть
Насколько значимы инвестиции в марку и рекламу отеля? «Вложения принципиальны, если брэнд соответствует гостиничному стандарту, — убежден Сергей Евчик. — Хотя в Иркутске вполне успешно существуют отели, которые вкладывают минимальные средства в рекламу. Впрочем, это гостиницы, которые активно рекламировались раньше и уже сформировали клиентскую базу».
К Интернету российские отельеры вообще обращаются чаще, чем можно предположить. В том числе и на старте при начальной проработке проекта. «Но найти несколько
Иван Сенин вообще не верит в отечественные консалтинговые предложения по отельному бизнесу, считая, что опыту в этом деле просто неоткуда взяться. «Отельный бизнес в его нормальном понимании у нас еще очень молод, — объясняет он свою точку зрения. — Консалтинговым фирмам просто не на чем было научиться, а кальки с западной практики у нас в большинстве случаев неэффективны». «Практической базы у российских консалтеров действительно немного, — соглашается Сергей Косенко. — Даже
Москва сейчас действительно переживает
Опубликовано: 29 августа 2007
Просмотров: 16314
Рубрики: Гостиницы России, Статистика и Исследования
Регионы: Россия
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
Новости этого источника
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook