Тема недели
В ситуации кадрового голода управляющим отелей приходится нелегко: нужно выполнить финансовый план, обеспечить высокий уровень сервиса гостям и всё это с минимальными ресурсами.
5-ЗВЕЗДОЧНЫЙ ТУРИЗМ
Казахстанский гостиничный бизнес переживает бурный рост. Однако рост рынка обеспечен в основном исключительно за счет делового туризма. По данным Казахстанской Туристской Ассоциации и Казахстанской Ассоциации Гостиниц и Ресторанов (КАГиР) объем въездного туризма на 80-85% состоит из делового. За последние три года в отношении активного туризма, и в том числе экологического, роста не наблюдается.
Как оказалось виновниками данного расклада сил стали не только отсутствие должной инфраструктуры туристской отрасли, но и перекосы в самом гостиничном бизнесе страны. Об этом наш разговор с Директором Казахстанской Туристской Ассоциации (КТА) и Казахстанской Ассоциации Гостиниц и Ресторанов (КАГиР) Шайкеновой Рашидой Рашидовной.
- Рашида Рашидовна, как сегодня развивается гостиничная отрасль? Каковы тенденции?
- Отрасль находиться на подъеме. Тому свидетельство приход международных гостиничных сетей. Это признание того, что этот рынок перспективен для крупных международных гостиничных сетей. Наши казахстанские бизнесмены достаточно много вкладывают в туристскую инфраструктуру, строя небольшие отели, кемпинги. По сравнению с 90-ми годами, когда загрузка отелей находилась просто на критическом уровне, сегодня мы имеем почти 40%-й показатель (среднегодовой загрузки). Высокий сезон для отелей это период выставок. Это действительно тот период, когда невозможно найти номер в отеле. И это еще одна предпосылка к тому, что гостиничный бизнес должен развиваться.
Однако нам сегодня катастрофически не хватает 3-4-звездочных отелей. Для туристов, которые платят из своего кармана, наши 5-звездочные отели (особенно в Алматы), мягко говоря, дороговаты. И это при том, что Казахстан сегодня позиционирует себя как новое туристское направление. Поэтому наша ассоциация говорит о том, что нам нужны отели 3-4-звездочные с хорошим и минимальным комплексом услуг. Нет ни одного приезжающего в Казахстан туриста, который бы не сокрушался по поводу высоких цен в отелях.
Ну и конечно качество услуг! Это сегодня остается основной проблемой. Очень многие сегодня страдают тем, что при высокой ценовой политике совершенно не задумываются о качестве услуг. Конкуренция с одной стороны достаточно большая, но с другой стороны в Алматы сегодня наши гостиницы находятся в режиме покоя, потому что знают что в высокий сезон они заполняются на 100%. Поэтому этот рынок не регулирует ни качество, ни сервис, ни оптимальную ценовою политику.
Кроме проблем ценовой политики, сервиса и кадров, одна из острых проблем стоящих в одном ряду - проблема поставок. Сегодня наши гостиницы мучаются и с посудой и с моющимися средствами. К сожалению, наши производители ни чего не могут предложить рынку. Многие гостиницы сегодня работают как во времена дикого бизнеса – сами едут в Китай, сами ищут мебель, посуду, текстиль и т.п. Поэтому мы сейчас активно занимаемся рынком поставщиков. В нашу ассоциацию входят несколько компаний поставщиков и сейчас мы в этом направлении движемся, для того чтобы выделить в нашей ассоциации отдельную секцию поставщиков и помогать становлению данного рынка, который так необходим нашим гостиницам.
- Я бы назвал и еще одну проблему – отсутствие должной туристской инфраструктуры...
- Да, это действительно проблема. Когда мы приглашаем туристов к себе, они отвечают нам - «Вы туалеты сначала постройте». Сегодня выезжая за два километра от Алматы, становится проблематичным качественно и безопасно покушать, отдохнуть, переночевать и элементарно - воспользоваться туалетом.
Понимая эту проблему, наша ассоциация пошла по своему пути. Пока мы не создадим инфраструктуру в регионах, мы не сможем привлекать людей. Поэтому существует в Казахстане единственный, уникальный проект – Информационный ресурсный центр по экотуризму. И мы сейчас в рамках этого проекта работаем по созданию гостевых домов с местным населением. За эти годы мы создали 28 гостевых домов в населенных пунктах, которые находятся в близи национальных парков и заповедников, и мы обучаем местное население оказывать качественные услуги: питание, сервис, расселение, организация туров и т.п. Т.е в этом направлении отрасль движется, мы понимаем эту проблемы и предпринимаем ряд конкретных шагов.
Среди других проблемных вопросов в туристкой отрасли нужно отметить такие как:
- неразвитость транспортной инфраструктуры,
- несоответствие статистического учета международным стандартам,
- необходимость увеличения перечня стран с упрощенной процедурой визового и регистрационного режима,
- несоответствие мировым стандартам системы современного образования и подготовки квалифицированных кадров для туристской индустрии,
- а также слабый уровень финансирования развития туризма в регионах.
- А какими темпами растет гостиничный рынок?
- По сравнению с 2005 годом количество гостиниц в Казахстане возросло на 45%. Эта тенденция идет к увеличению. Для нас важно, чтобы этот рынок не был стихийным, чтобы этот рынок был подчинен правилам игры, чтобы у наших бизнесменов и инвесторов было четкое и ясное понимания рынка.
- Контролируется ли сегодня качество гостиничных услуг? Порой складывается ощущение, что «звезды вещают, кто как захочет»!
- Есть система Госстандарта, есть стандарты, которые в 1994 году на основе международных соглашений мы переняли у России. Есть сертифицирующий орган, который сертифицирует гостиницы на безопасность услуг и который в тоже время в результате этой сертификации помогает определить категорию отеля. Но проблема состоит в том, что в этих органах практически нет специалистов по гостиничному бизнесу. Эти люди, к сожалению, просто зарабатывают на нас. Поэтому наша ассоциация настаивает на том, чтобы эта сертификация была добровольной или генеральной.
- Почему?
- Гостиницы сертифицируются раз в три года. Если у меня нет ни каких изменений в отеле, если я не увеличила количество номеров, если я не построила бассейна, ресторан и т.п. зачем мне каждый год отдавать деньги сертифицирующему органу, который приходит один раз для того, что бы меня сертифицировать, а позже приходит с пост сертификационной проверкой и опять же берет с меня за эту проверку. Поэтому мы сейчас настаиваем на том, чтобы эта сертификация была генеральной с одной стороны. С другой стороны вы правы однозначно в том, что сегодня имеется много отелей, которые не регистрируются в системе государственной отчетности и живут сами по себе. Сами себе определяют категорию и это, конечно же, не очень хороший момент для Казахстана, который позиционирует себя как новое туристическое направление.
Т.е. по этим отелям наши гости могут иметь не очень позитивное впечатление, как о качестве услуг, так и о стране в целом. Поэтому вопрос здесь для нас достаточно сложный с одной стороны, но с другой стороны, видимо, здесь нужна серьезная реорганизация сертифицирующих органов. Сами сертифицирующие органы должны доказать свое право на сертификацию. Во первых они должны быть независимы, а во вторых иметь соответствующих специалистов. К сожалению, этот рынок сегодня очень слаб.
- Какие новые гостиничные проекты реализуются в Казахстане, и какие крупные международные гостиничные сети интересуются Казахстаном?
- Отель Kempinski на 236 номеров, открытие которого запланировано на 2008 год. Radisson SAS Медео - Алматы, на 150 номеров - будет построен к осени 2007 года. Гостиница “ТАУ КРИСТАЛЫ” в урочище Чимбулак. «Holiday Inn» - откроется к лету 2007 г. Marriott Отель - Девелоперская компания Capital Partners построит в Алматы отель Гостиничный комплекс “Есентай” высотой 36-37 этажей, который станет самым высоким зданием в городе. Горнолыжная база в ущелье Туюксу на горнолыжном курорте Чимбулак. Также ряд серьезных проектов в регионах.
Кроме того, я знаю, что сейчас прорабатывается возможность выхода на наш рынок системы Best Western. Это американская сеть. Но я хотела бы отметить одну вещь - о тенденции нашего рынка. Сегодня наши отечественные предприниматели, которые хотят построить отель, начинают приглашать иностранных специалистов, для того чтобы они указали ему где, как и какой категории надо строить. Меня эта позиция просто удивляет. Сегодня у нас уже сформировался рынок казахстанских специалистов гостиничного бизнеса. У нас есть знание, понимание и аналитика рынка. Для чего они приглашают иностранных специалистов, которые в целом не могут знать наш рынок, и при этом выбрасываются огромные деньги? И именно отсюда возникает крен в гостиничном бизнесе!!! Считается, что казахстанский туристский бизнес - это деловой туризм, значит, давайте строить 5-звездочные отели с высокими ценами. А понимание того, что мы сегодня способны привлечь не только бизнесменов, но и просто туристов, особенно экотуристов и нам нужно создавать туристскую инфраструктуру эконом класса, у этих специалистов нет. Вот и получается, что у нас одни 5-звездочные отели с высокими ценами!
- Сколько гостиниц входит в Вашу ассоциацию, и какую работу вы с ними проводите?
- Мы позиционируемся как Республиканское Общественное Объединение. Созданы в 1998 году по инициативе иностранных менеджеров, когда на наш рынок пришли первые крупные гостиничные операторы. У них было четкое понимание, что через ассоциацию можно решать проблемы отрасли и двигать рынок. И с 1998 года мы успешно развиваемся. Сегодня в Ассоциацию входит порядка 70 гостиниц. Все эти гостиницы не первый год на рынке и уже зарекомендовали себя.
В первую очереди мы занимаемся информированием членов ассоциации о том, что делается как на отечественном рынке, так и на международном. Мы проводим тренинги с участием международных и российских тренеров. Мы отправляем наших специалистов на учебу, такую же стажировку мы проводим и для наших студентов. Мы работаем над системой сертификации наших гостиниц, более того мы занимаемся мониторингом и анализом отрасли и оказываем маркетинговые услуги.
- В нынешнем году туристская выставка Kitf 2007 и выставка «Новинок гостиничного и ресторанного бизнеса» объединены. Вы считаете это правильным решением?
- Мы объединяем две ассоциации: Казахстанскую туристскую и казахстанскую гостиничную ассоциацию. Эти две выставки сопряжены между собой и взаимосвязаны. Все те, кто в этот период хотел бы приехать и поучаствовать в казахстанской туристской выставке «Kitf 2007», сможет принять участие и в выставке новинок гостиничного бизнеса. Это стратегически правильный шаг. Хочу признать, что когда выставочная компания Iteca вышла с инициативой провести выставку туризма, у нас это вызвало много вопросов, очень многое было для нас непонятного, но видимо мы чего-то недопонимали, и оказалось, что компания Iteca шла стратегически правильно.
Мы бы хотели дальнейшего сближения этих двух отраслей. Кроме того, в рамках выставки, мы ожидаем очень много представителей отельного бизнеса, особенно из регионов, которые сегодня только-только становится на ноги и не имеют полного представления о рынке и том, как необходимо оказывать гостиничные услуги. Как раз эта выставка и мероприятия в рамках выставки многим из отельеров Казахстана дадут четкое и ясное понимание рынка, его движения и нынешнего состояния.
- А каковы тенденции на казахстанском туристском рынке?
- Мы полагаем, что по всем видам туризма - тенденция к увеличению будет сохраняться... Если говорить о выездном туризме, мы полагаем, что рост составит порядка 40%. Конечно, переигрывает всех Иссык-Куль, и мы планируем, что в этом году опять будет рост потока туристов в Турцию. Также активно на нашем рынке представлены страны Восточной Европы (Венгрия, Румыния и другие), стабильно остаются на рынке Греция и Кипр.
В Казахстане по-прежнему преобладает деловой туризм (82 - 84%), а остальное - экологический и спортивный. На нашей международной туристской выставке казахстанский турпродукт практически не был представлен, продаются только зарубежные страны. Со своими продуктами чуть представлены областные департаменты.
Сейчас есть два продукта показывающие очень позитивные перспективы развития - внутренний туризм и бизнес поездки.
По нашим мнению внутренний туризм будет увеличиваться быстрее, чем ВВП Казахстана, а деловой туризм будет расти одновременно с ВВП страны.
- А что государство делает в этом направлении?
- Министерство туризма начало системно, целенаправленно продвигаться в эту сторону. В 2007 - 2011 годах в целях реализации госпрограммы по развитию туристической отрасли из республиканского бюджета запланировано выделить 59 318 221 тыс. тенге, в том числе в 2007 году - 2 329 668 тыс. тенге, в 2008-м - 20 637 405 тыс., в 2009-м - 30 635 357 тыс., в 2010-м - 2 774 656 тыс., в 2011-м - 2 941 135 тыс. тенге. Но это должна быть все-таки работа с профессионалами за рубежом. Можно выбросить огромное количество денег в окно, рекламируясь не в тех изданиях, которые не доходят до нашего потребителя.
- Планирует ли Ваша ассоциация крупномасштабную зарубежную рекламную кампанию казахстанского туристского направления?
- Мы постоянно занимаемся этим. Сейчас мы готовимся к крупному информационному туру для 15 иностранных журналистов ведущих мировых СМИ.
***
Состояние гостиничного рынка в РК
- 2006 г. - 871 предприятием обслужено- 1980,2 т. человек
- Оказано услуг на 29928,1 млн.т
- В средствах размещения- 23782 номера
- Вместимость- 53834 койко-мест
"Бизнес Путеводитель"
Опубликовано: 07 мая 2007
Просмотров: 7452
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook