Тема недели
В ситуации кадрового голода управляющим отелей приходится нелегко: нужно выполнить финансовый план, обеспечить высокий уровень сервиса гостям и всё это с минимальными ресурсами.
Бронирование гостиниц: Куплено в интернете
Для многих может показаться неожиданным, что продолжающийся в последние годы бум интернет-торговли в первую очередь принес выгоду не столько банкам и страховым компаниям, сколько туристическим фирмам. В выигрыше оказались те, кто выставляет на продажу в сети все виды услуг, связанных с индустрией путешествий.
Для стран Западной Европы и США подобное положение дел можно считать уже традиционным - туристические услуги здесь уже несколько лет подряд занимают первое место по объемам продаж в интернете.
Хотя еще в 1999 г. на мировом рынке интернет-торговли доминировали продажи компьютеров и программного обеспечения. Но уже год спустя, по данным исследования eMarketer, лидерство однозначно перешло к туристическим услугам и прочно за ними закрепилось. Так, в 2000 году весь европейский онлайновый туристический рынок аналитической компанией PhoCusWright оценивался в $2,9 млрд. В 2002 году, несмотря на спад в отрасли, оборот европейских компаний, продающих в онлайне связанные с путешествиями услуги, превысил $12,4 млрд.
Несмотря на прогнозы пессимистов, которые говорили, что виртуальный рынок имеет весьма ограниченные ресурсы роста, эта цифра ежегодно продолжает удваиваться. Даже в 2003 году, когда международная индустрия туризма находилась в состоянии стагнации, европейский рынок онлайн-продаж вырос почти на 200%, достигнув отметки в $25,5 млрд.
В 2006 году объем интернет-торговли туруслугами в странах Старого Света должен достигнуть $29 млрд, что составляет более 10% европейского туристического рынка в целом. Очевидно, что европейцы все больше укрепляются в желании делать покупки в интернете. В глобальной компьютерной сети путешественники покупают билеты на авиа- и железнодорожный транспорт, бронируют и оплачивают номера в гостиницах, заказывают аренду автомобилей, приобретают турпутевки.
Соотношение приобретаемых в сети товаров и услуг несколько отличается от страны к стране. Но в целом лидерство туристического сектора в компьютерном мире сохраняется. Так, исследование Европейской интерактивной рекламной ассоциации свидетельствует, что итальянцы в основном покупают в интернете продукты и услуги в сфере путешествий. В частности, 53% онлайн-покупателей из Италии подбирают себе билеты на сайтах транспортных компаний, 22% покупают их, 56% осуществляют выбор мест отдыха в интернете, а 12% составляют и покупают туры в виртуальном пространстве.
Бум интернет-торговли - не только европейское достижение. Он происходит практически во всех развитых странах мира. А "виновники" этого, по мнению экспертов, - глобальные дистрибутивные системы.
Напомним, что середина прошлого века ознаменовалась крупнейшим прорывом в индустрии туризме благодаря появлению передовых информационных технологий и каналов связи, каналов обмена информацией. Именно в то время известный сегодня уже большинству турагентств канал SITA дал первый толчок к всемирной интеграции баз данных и внутренних систем бронирования. Появлявшиеся в те годы один за другим GDS - Sabre, Galileo, Amadeus - выросли на возможностях SITA и вплоть до конца 90-х гг. XX века монопольно предлагали турагентствам бронирование и доступ к базам данных поставщиков туристических услуг по всему миру. В 1970-х гг. любая фирма становилась по своим функциям универсальным турагентом, имея централизованный доступ к информации и возможность бронирования авиабилетов, отелей и автомобилей.
За прошедшие десятилетия GDS многократно нарастили скорость передачи информации, ее насыщенность и удобство подачи - внутренняя конкуренция принесла весомые плоды. Появление и стремительное распространение интернета дало глобальным системам бронирования новый мощный импульс к дальнейшему развитию. С помощью Всемирной паутины они почти избавились от своих основных недостатков - дороговизны в установке и необходимости длительного обучения сотрудников турагентств. Кроме того, GDS, выполняющие прежде всего функцию основного инструмента продаж поставщиков услуг - отелей и транспортных компаний, - усмотрели возможность прямого выхода на конечного потребителя. Пока на мировом рынке туристических услуг назревал конфликт между GDS и их традиционными партнерами-турагентами, на мировой онлайновый рынок вышли крупнейшие международные авиационные и гостиничные брокеры. Благодаря интернету они смогли предоставить клиентам для свободного круглосуточного доступа накопленные базы данных и возможности по бронированию туруслуг. Таким образом, интернет сделал прямыми конкурентами сразу несколько разных секторов туристического бизнеса, которые традиционно имели свои устоявшиеся ниши на рынке.
Произошедшие на Западе изменения в технологиях автоматически оказались перенесенными в Россию. Например, сегодня в отечественном гостиничном секторе именно крупнейшим туроператорам принадлежит основная доля интернет-бронирований на профессиональном туристическом рынке. Мобильность в платежах, возможность предоставления визовой поддержки, поддержка туристов в стране пребывания, сервисные представительства в России - вот основные преимущества крупнейших гостиничных брокеров.
Хотя говорить о бедственном положении дел в отношении GDS также не стоит. Пусть не так быстро, как интернет-торговля в целом, но этот сектор тоже демонстрирует существенный рост. Например, статистика компании TravelCLICK's eMonitor показывает, что в третьем квартале 2005 г. совокупные доходы мирового гостиничного бизнеса от сетевой торговли выросли на 9,4% по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. Эта цифра включает доходы, полученные через глобальные системы бронирования и интернет-сайты самих гостиниц. При этом число проданных номеров с помощью сетевых ресурсов за год увеличилось на 2,2%, а средняя стоимость номера в сутки - на 7,1% и достигла отметки в $132,01 Как полагает вице-президент проводившей исследование компании Джон Хах, наибольший вклад в эту положительную динамику внесли именно глобальные системы бронирования, что доказывает их высокую жизнеспособность.
Согласно мировой статистике, более 80% продаж гостиничных номеров в интернете сегодня делают турагенты. В денежном выражении их вклад в продажи увеличился за последний год на 6,5%, и они продолжают оставаться главным источником "поддержки" отельного сектора. С 2004 по 2005 годы в мировом гостиничном бизнесе доля прямых продаж через интернет выросла всего на 2,2%, а доход от прямой продажи мест на сайтах гостиниц - на 1,6%. Это данные в целом по миру, а на Западе достижения интернет-торговли куда очевиднее.
Впрочем, в развивающихся странах, таких как Индия или Россия, также отмечается бум IT-технологий. В России бурное развитие интернет-деятельности туркомпаний пришлось на послекризисный 1999 год. В 1998 г. в интернете насчитывалось всего около сотни русскоязычных туристических сайтов, а к концу 1999 года их число превысило 600. К 2002 г., когда в Америке разразился биржевой кризис IT-компаний и индекс NASDAQ рухнул в течение полутора месяцев, в России свои виртуальные представительства открыли свыше 1500 туркомпаний. Сегодня фактически, каждая активно работающая турфирма в нашей стране имеет свой собственный сайт.
Веб-ресурсы туркомпаний в своем большинстве посещают молодые люди, которые не являются самой выгодной аудиторией для бизнеса. Более взрослые и платежеспособные клиенты предпочитают приобретать через интернет авиабилеты, но не турпакеты. При этом 70-80% посещений сайтов турагенств приходится на работающих в этом бизнесе менеджеров. Из "посторонних" посетителей примерно 50% планируют реально совершить покупку, а другие 50% изначально имеют целью только сбор необходимой информации. Но практически все сайты, даже не имеющие основной целью своего существования совершение продаж, приводят покупателей в офис туристической компании.
Препятствием к развитию систем онлайновых продаж в нашей стране сегодня служит неразвитость электронных платежных систем, а также механизмов оплаты по банковским чекам и кредитным картам. Несмотря на то, что инструменты безналичной оплаты для частных лиц активно развиваются, туристические интернет-компании не спешат внедрять платежные технологии, потому что пока еще существует определенная доля риска понести неоправданно высокие расходы. Кроме того, российские туристы привыкли покупать путевки и билеты в офисе фирмы, предпочитая заплатить "живому" менеджеру, а не машине, и при этом убедиться в том, что их никто не обманывает.
И это не пустые опасения. В 2005 г. Япония перестала принимать электронные платежи из России из-за крайне высокого процента мошенничеств. Многие международные платежные системы, например PayPoll, также пока отказываются обслуживать граждан РФ. Кроме того, в большинстве случаев клиенту все равно необходимо общение с живым человеком для окончательного утверждения заказа тура. Этот фактор уже относится к специфике туристического продукта.
Порой ситуацию усугубляют сами туристические компании, из-за неквалифицированных действий той или иной компании онлайн-проект оказывается неэффективным. Многие фирмы не уделяют должного внимания дизайну сайта, забывают поддерживать его в рабочем состоянии. Наибольшее количество "мертвых" ресурсов встречается именно в сфере онлайнового туризма. По оценкам самих представителей этого бизнеса, основная масса отечественных туристических веб-ресурсов, даже популярных, пока довольно "сырые".
Опубликовано: 18 апреля 2006
Просмотров: 7693
Рубрики: Статистика и Исследования, eBusiness и Интернет
Регионы: Россия
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook