Тема недели
В ситуации кадрового голода управляющим отелей приходится нелегко: нужно выполнить финансовый план, обеспечить высокий уровень сервиса гостям и всё это с минимальными ресурсами.
Гостиничный бизнес: потенциал тольяттинского рынка
В течение последних лет в России наблюдается стремительное развитие гостиничного бизнеса.
Реконструируются старые советские гостиницы, появляются маленькие частные отели, строятся крупные благодаря приходу международных отельеров. Это объясняется тем, что растут объемы международных контактов, связывающих Россию с зарубежными странами. Причем наблюдается увеличение объемов так называемого делового туризма. И не только въездного, но и внутреннего. Повышение доходов населения приводит к тому, что люди все больше путешествуют, в том числе и по родной стране. А значит, останавливаются в гостиницах. В настоящее время объем гостиничного бизнеса составляет более 2 миллиардов рублей, половина доходов которого приходится на столицу нашей родины. Именно она является признанным лидером по развитию отельного бизнеса. Cледом идут Санкт-Петербург, Сочи и Краснодарский край. Нашему городу до них, безусловно, далеко.
Извините, у нас мест для вас нет
Департамент потребительского рынка составляет базу данных городских гостиниц. Согласно собранным сведениям, в Тольятти их 28, емкость номерного фонда – 1043. Этого, увы, маловато. Бывают дни, когда в гостиницах делового уровня нехватка койкомест исчисляется сотнями. Поэтому неудивительно, что назрела острая необходимость в строительстве новых гостиничных комплексов, особенно высокого уровня. Минимум 3-звездочного по международным стандартам, а еще лучше – 4-звездочного. Поскольку нехватка гостиниц, оборудованных для проведения бизнес-мероприятий, заметно сдерживает деловую активность в городе. По словам начальника Управления внешнеэкономической деятельности Дмитрия Жаринова, в Тольятти довольно затруднительно провести какое-нибудь крупномасштабное мероприятие с приглашением иностранных компаний. Хотя оно, несомненно, могло бы положительно сказаться на имидже города, помогло бы привлечь столь нужные инвестиции, но приходится отказываться.
– Однажды мы проводили в городе конференцию Адама Смита, – вспоминает Дмитрий Николаевич. – Это один из ведущих мировых брендов по конференциям. Пришлось сильно извиняться перед гостями за то размещение, которое мы им смогли предоставить. Гостей было много, а вот мест с достойным уровнем сервиса явно не хватало. К нам приезжают люди, которые с пониманием относятся к имеющимся трудностям. Они наслышаны о невысоком качестве гостиничных услуг в России, изначально имеют плохие ожидания. Но к тому, что видят в реальности, оказываются не готовы. Это ниже самых плохих ожиданий. Есть набор функций, который все отельеры знают. Но у нас стандарт деловой гостиницы не соблюдается. Человек может приехать, заплатить 5 тысяч рублей в сутки за номер и получить, пардон, студенческую общагу.
Большим минусом для отечественной сферы гостеприимства является также плохо выстроенная система бронирования. В гостиницах требуют от гостей, которые пытаются получить бронь, факсом прислать гарантийное письмо, подкрепленное также подписью бухгалтера. Для россиянина в этом нет ничего странного, но иностранцев, не привыкших иметь с бронированием таких заморочек, это пугает. Причем в России они легко могут столкнуться с сюрпризом покруче. Рассказывают, что у нас в городе был случай, когда представители иностранной компании попытались забронировать себе места в одной из гостиниц. С них потребовали гарантийное письмо. Когда иностранцы прибыли в тольяттинский отель, вместо радушного приема они услышали совершенно неожиданные слова: «Извините, у нас мест для вас нет. Очень много народа приехало…»
Когда старый конь портит борозду
Сколько еще гостиниц нужно Тольятти? Пожалуй, на этот вопрос без тщательного маркетингового исследования вряд ли кто-то ответит. Но, по мнению людей, по роду деятельности так или иначе связанных со сферой делового туризма, два отеля по 140 мест Тольятти не помешают. Конечно, можно было бы реконструировать старые сооружения, но в большинстве случаев это нецелесообразно, поскольку они не приспособлены для организации современного отеля. Приличные гостиницы делового класса имеют номера площадью 19-20 метров. В «Жигулях», не в обиду будет сказано, номера величиной примерно девять метров. Как эту гостиницу перестроить? Стены крушить? Нам известно, что происходило в Тольятти со старыми зданиями, когда их пытались реконструировать. Исчез с лица земли кинотеатр «Маяк», произошло обрушение банка на Молодежном бульваре… Надо признать, в Европе существуют города, где в отелях традиционно номера маломерные. Например, Амстердам. Там посетитель реально может получить шестиметровую комнатку для проживания. Как правило, такие гостиницы расположены в старой части города, где нельзя построить новое здание. Но номер будет хорошо оборудован, а сам отель представит весь набор услуг, необходимый клиентам-бизнесменам.
Не помешают нашему городу и хорошо организованные мини-отели, как например «Эмеральд». Они хороши для деловых встреч вдали от посторонних глаз. Маленькие гостиницы на базе квартир в домах, расположенных в центре города, реально сняли остроту с нехваткой мест в Санкт -Петербурге. Этот подход привлекателен еще и потому, что в данном случае инвестиций на приобретение земли и строительство новых зданий не требуется.
Интервенция началась
В Тольятти отмечается тенденция к росту числа инвестиционных проектов по строительству гостиниц. Вот только какой окажется их судьба, пока под вопросом. В прошлом году известный в городе предприниматель Олег Воробьев собирался построить многоэтажную гостиницу в зеленой зоне. Был подготовлен весьма симпатичный эскизный проект нового объекта. Но дело застопорилось. Оказывается, в этом месте гостиницу строить нельзя. Прежде требовалось изменить зонирование территории. Однако депутаты так и не приняли долгожданного решения об изменении зоны. Воробьев свои далеко идущие замыслы, похоже, больше не лелеет, и там, где могла бы появиться гостиница, по-прежнему стоит старая никому не нужная неработающая котельная.
Между тем городская исполнительная власть всегда проявляла заинтересованность в создании мощной индустрии гостеприимства и пыталась привлечь международных инвесторов-отельеров для реализации перспективных проектов в сфере гостиничного бизнеса. Достаточно долго эти попытки ни к чему не приводили, но в конечном итоге лед тронулся. О своем намерении прийти в Тольятти объявила американская сеть Marriott International. Появилась идея построить 4-звездочный отель под брендом «Корт Ярд» на пересечении Приморского бульвара с улицей Юбилейной. В качестве инвестора этого проекта, генпроектной и генподрядной организации выступает группа компаний «Волгатрансстрой». Как рассказал технический директор службы заказчика «Волгатрансстроя» Геннадий Шиманаев, совместно с Marriott уже реализовано три проекта: в Санкт-Петербурге, Самаре и Москве. Инвестиционная стоимость этого гостиничного комплекса – 750 миллионов рублей. Предполагается, что это будет 10-этажное здание со 165 номерами, включая люксы и апартаменты, имеющее переговорные помещения, конференц-зал и так далее. Уже заключен инвестиционный договор с мэрией. Строительство отеля планировалось начать в марте этого года, ввести в эксплуатацию уже в 2009. Но политическая ситуация внесла свои коррективы. По последним данным, градостроительный план по земельному участку, где будет располагаться Корт Ярд, находится на подписи у мэра города Пушкова.
Международные гостиничные девелоперы достаточно осторожно заходят на российский рынок. Поэтому его лидером пока что является первая отечественная сеть Heliopark Hotels & Resorts, имеющая несколько отелей. Она развивается преимущественно как управляющая компания. Отель с брендом Heliopark Hotels может появиться и в Тольятти. На одном из градостроительных советов рассматривался его эскизный проект, представленный инвестором саранской компанией «Торговый мир».
В этом гостиничном комплексе запланировано 168 мест. На его втором этаже разместятся конференц-зал и переговорные, кафе. В гостинице также предусмотрен водно-оздоровительный комплекс на 60 занимающихся в смену и так далее. Увы, этот проект члены градостроительного совета отклонили. Им не понравилась маленькая парковка гостиницы, хотя ее вместимость вполне соответствовала принятым нормам. Совет предложил инвесторам обратиться с официальным письмом в мэрию для оформления дополнительного земельного участка под парковку, чтобы увеличить количество машиномест.
Только на пользу
Говорят, что в Тольятти нормально управляются очень небольшое количество гостиниц. Недаром в городском конкурсе работников гостиничного бизнеса рискнули участвовать немногие. Между тем прибыль может давать только умело организованная гостиница. Сетевые операторы имеют хорошо отлаженную систему организации бизнеса. Александр Гусаков, владелец сети Heliopark, в одном из своих интервью в столичном журнале заявил: «Управление гостиницей – это в первую очередь соблюдение технологий и стандартов. Например, процесс приготовления пищи – это тоже технология и стандарты. Блюдо можно приготовить не пробуя его вообще, просто нужные продукты в правильном соотношении при нужной температуре обработать в течение определенного времен. Зная технологию, ты можешь не обладать обонянием, у тебя могут вообще отсутствовать вкусовые рецепторы, но блюдо ты приготовишь хорошо. Это упрощенный пример, но идея такова: успех зависит от того, насколько грамотно отлажен механизм».
Конкурировать с такими «монстрами» гостиничного дела, сетевыми игроками, будет нелегко. Части тольяттинских гостиниц, чтобы выжить и не сводить концы с концами, придется улучшать качество обслуживания и расширять спектр услуг. Поскольку их основными потребителями являются бизнес-туристы из регионов, для них требуется дополнительный сервис: компьютеры, факс, встречи и проводы в аэропорт, прачечная, химчистка…Чтобы привлечь иностранного посетителя, просто необходимо предоставлять ему то, что он привык воспринимать как норму: комфортное размещение, качественное питание, залы заседаний с эргономичной мебелью, переводчики, климат-контроль, беспроводной Интернет и так далее. В борьбе за клиента гостиницы будут соперничать через формирование лучшего соотношения цена – качество. Стало быть, здоровая конкуренция приведет не только к становлению качественного сервиса, но и к адекватному уровню цен. Ну а пока что бешеные цены на гостиничные номера в Тольятти удивляют и разочаровывают. Кстати, такая ситуация по всей стране. Причем в России есть своя позорная фишка: для иностранцев цены выше, чем для соотечественников. До такой «изюминки» больше нигде не додумались, даже в беднейших странах Азии.
Наши отели просто не по карману гостям из регионов. Поэтому широко распространена такая практика: за десять тысяч рублей в месяц снимается квартира и обходится это гораздо дешевле самой дешевой гостиницы.
* * *
Гостиничный бизнес как часть туристического несет в себе огромный потенциал развития для тольяттинского рынка. Он вполне может стать важной доходной составляющей экономики. Аналитики отмечают, что для инвесторов вложения в регионах в гостиничную недвижимость значительно менее рискованы, чем в торговую или офисную. Но строительство торговых центров и офисов кажется более привлекательным, поскольку окупаемость этих проектов короче: 4 – 5 лет, а не 7, как в гостиничном бизнесе. К тому же в Тольятти не так уж много мест, где можно возвести высококлассные отели уровня Marriott…
Тем не менее позиция городских властей однозначна: привлечение в Тольятти известных отельных сетей считается одной из приоритетных задач.
Елена Харченко
Опубликовано: 04 июля 2008
Просмотров: 10174
Рубрики: Статистика и Исследования, Гостиничный бизнес
Регионы: Тольятти
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook