Российские перспективы мини-отелей

Всё большему количеству людей приходит идея вложить свои средства и время в гостиничный бизнес. Популярность его растет во всём мире, что обусловлено снижением порога вхождения на данный рынок и увеличением актуальности туризма. Зачастую на рынок гостиничных услуг люди попадают, будучи сильно ограниченными в капиталовложениях, что вынуждает их использовать личные финансовые ресурсы. И это – один из ключевых факторов популяризации такого формата гостиниц, как мини-отели, или, иначе говоря, малого гостиничного бизнеса. При этом всегда стоит вопрос, а кто гостиницей будет управлять.

Уют и тепло

Количество мини-отелей растет с каждым днём, а причины их открытия бывают самыми разными. Иногда это может  быть открытие мини-отеля туроператорами, иногда – использование какой-либо имеющейся недвижимости с целью максимизации доходов, например, переоборудование нескольких сдаваемых квартир в единый комплекс. В иных случаях даже имеет место простое копирование удачных проектов друзей или конкурентов. Иными словами, случаев и причин, дающих толчок к развитию данного сегмента бизнеса, - огромное множество.

Одной из интересных особенностей открытия мини-отелей в России можно считать их приближенность к частному сектору, а значит – меньшие трудности с официальным оформлением и документацией. Впрочем, время идет и попутно с освоением данного сегменты рынка гостиничных услуг усиливается и государственный контроль. Мини-отели были и остаются пока что самым доступным в плане законов и финансирования вариантом для многих начинающих отельеров и не только.

Не стоит забывать о том, что прежде всего направление мини-гостиниц развивается благодаря растущему спросу. Это говорит о появлении категории клиентов, для кого наиболее ценными вещами в сервисе являются индивидуальный подход, домашняя атмосфера, - то настоящее гостеприимство, которого не хватает в огромных гостиничных комплексах, пусть и предоставляющих широчайший спектр услуг и немного больше, но не способных дать клиенту ощущение нужности и важности для отеля. В случае же с мини-гостиницами дело обстоит совсем по-другому: каждого человека помнят чуть ли не в лицо, администраторы знают о предпочтениях и привычках посетителей и стараются помочь в любых вопросах так, как если бы они были не чужими клиенту людьми.

Иностранные туристы выбирают мини-отели весьма часто, поскольку на первом месте у них стоят именно вышеперечисленные вещи. Говоря же о комфорте и спокойствии, можно особенно выделить такие пункты, как казино или ночные клубы, существующие при более крупных гостиницах и зачастую раздражающие большой процент посетителей. При всём этом, точно выделить категорию людей, выбирающих мини-отели, невозможно, потому как решение о поселении в том или ином месте зависит от десятков причин совершенно разного толка, зачастую не относящихся к формату гостиницы. Кроме того, пока еще размыто само понятие мини отелей. Часто к ним в России относят и гостиницы bed&breakfast, и бутик-отели и многое другое.

Особенности формата

Как считают многие профессионалы, активному распространению формата мини-отелей в России способствует нехватка гостиниц, услуги которых можно отнести к варианту разумного соотношения цены и качества. Обычно, мини-отель состоит из 4-25 номеров и представляет и себя несколько переоборудованных квартир большой площади. Есть сходства с bed&breakfast, но уровень комфорта и качества несколько выше.

В среднем, величина номерного фонда таких гостиниц составляет 4-20 номеров, однако многие гостиницы с номерным фондом в 20-30 единиц также причисляют себя к данной категории. Порой так называются даже отели, для которых было возведено отдельное здание. Возможно, это просто дань моде.

Говоря начистоту, в официальной среде понятия «мини-отель» нет, а заменяет его термин «малая гостиница», принятый в 2005 году в Классификации гостиниц и др. средств размещения. И пока законодательство является неустоявшимся, возможностью играть с самоназванием пользуются многие заведения. По официальным данным, величина номерного фонда малых гостиниц ограничивается 50 номерами, как и в Европе (что касается США, там эта цифра достигает 150). Маркетологи порой используют еще одно деление: отели с количеством номеров до 15 и, соответственно, больше 15.

Центры активности малого гостиничного бизнеса

Сегодня наилучшее развития малых гостиниц наблюдается в Санкт-Петербурге, а также на Байкале и в Сочи. Так, процентная доля этой категории отелей составляет около 40 % в Санкт-Петербурге и еще больше, около 50 % - в Сочи.

Столица России, как ни странно, мини-отелями не пестрит, что кажется странным, учитывая огромную туристическую популярность. Некоторые эксперты связывают это с более строгим контролем со стороны властей за классификацией и налогами, а также с высокой ценой за метр площади в Московских зданиях.

Порой мини-отели сравнивают с гостиницами эконом- и бизнес-класса. Действительно, сходство есть, однако количество номеров в мини-отелях не всегда позволяет прием больших групп. Так, в Санкт-Петербурге соотношение гостиниц для туристов и бизнес-отелей с номерным фонлом не более 50 единиц – примерно 1 к 1. Очень много мини-отелей предоставляют сервис bed & breakfast, а рассчитаны они не на самого требовательного покупателя, имея при этом полулегальный статус. Как пример иного расклада можно привести Сочи: там преобладание 2-3 звездных гостиниц над 4-5 звездными обусловлено большей актуальностью релаксового туризма.

Стоимость домашней атмосферы

Гостиницы уровня bed&breakfast и более дешевые обычно предлагают клиентам только самые необходимые услуги. Многое зависит от того, на основе каких площадей был открыт отель: обычно при строительстве пытаются создать как можно больше номеров, и это, в отдельных случаях, делается в ущерб комфорту будущих постояльцев. Зачастую, на кафе и холл при этом остается совсем мало места. Большая часть мини-отелей обладает весьма заурядным дизайном. Разумеется, есть и хорошие образцы и количество их с каждым годом растет.

Высокие цены на недвижимость и множество административных трудностей могут отпугнуть от гостиничного бизнеса любого. И хотя есть множество более выгодных и окупаемых областей, главное преимущество гостиничного бизнеса – это большие надежность, стабильность и постоянный доход. Вот почему мини-отели часто открываются туроператорами, позволяя поднять загрузку. Но окупаются такие проекты несколько дольше гостиниц высокого или даже среднего класса.

При строительстве отелей редко обходится без сторонних инвестиций. Однако, если гостиница создана лишь на личные средства организаторов, а площадка также является их собственностью, это разрешает множество дальнейших проблем, как в организации, так и в плане финансов. Огромный плюс мини-отелей в том, что для их строительства можно обойтись без заемного капитала.

Сеть мини-отелей считается сегодня самым выгодным проектом, как в плане окупаемости, так и в плане выгоды вообще. Чем больше отелей планируется открыть в сети, тем больше падает средняя стоимость квадратного метра площади для их строительства: в случае с 5 гостиницами до 15 процентов, а с 10 отелями – на 20 процентов. Всё это помогает снизить срок окупаемости, в идеале он не должен превышать 5 лет, однако порой, в случае неграмотного управления, всё затягивается более чем на 10 лет. Вообще персонал гостиницы, не только управляющий, играет для мини-отелей куда большую роль, чем, скажем, для 4-5 звездных гостиниц, потому как мнение о них складывается, в первую очередь, по уровню человеческого сервиса.

Персонал мини-отеля часто весьма сильно отличается от других гостиниц. Обычно это 1-2 человека, особенно в гостиницах с номерным фондом не более 10-15 единиц. Управляющими в таких отелях часто являются непосредственные их владельцы. Специалисты широкого профиля – еще одна особенность персонала таких гостиниц. Часто администраторы мини-отелей не только занимаются регистрацией клиентов, но и телефонной связью, вызовом такси, покупкой билетов и даже обменом валюты. Вообще, чем меньше гостиница, тем меньше людей необходимо для её обслуживания и соотношение персонал/номерной фонд в случае мини отелей – меньше единицы.

От домашнего уюта к профессиональному сервису

Питание, развлечения и наличие других услуг зависит от уровня малых гостиниц. Питание – один из наиболее спорных вопросов. Хотя гостиница, согласно своему статусу, должна предоставлять клиентам питание, это встречает множество препятствий со стороны СЭС и т.п. Часто кухня даже не указывается в плане гостиницы, а каждое помещение отеля имеет статус «меблированной комнаты». Редко где клиентам предлагается полное питание, не говоря о досуге.

Иной категорией можно считать дорогие мини-отели, где есть и фитнесс-центр, и салон SPA и другие услуги. Во многих отелях Европы такие гостиницы состоят на 50 процентов именно из комплекса дополнительных услуг, а цены в них далеко не самые демократичные и доходят порой до  нескольких тысяч долларов. Такие гостиницы открываются и в России, однако если брать в среднем, то ценовой диапазон на сутки проживания в мини-отеле колеблется у нас от 40 до 200 EUR. Классификация мини-отелей пока также далеко от совершенства, что создает путаницу с самоопределением и, соответственно, ценами.

Мини-гостиницы в Европе зачастую представляют из себя семейный бизнес, переходящий по наследству и управляемый всего несколькими людьми. Однако в России до этого еще очень далеко. Несовершенство законов финансовой и других сфер вынуждает руководство мини-отелей нанимать довольно большое количество сотрудников в управляющий сегмент персонала.

Сегодня самым перспективным в плане удобства работы является формат мини-отелей эконом-класса (уровень не более 4 звезд, а стартовая стоимость – от 1 млн. USD) с номерным фондом в 30-50 единиц. Несмотря на недостаток таких заведений в Москве, эксперты прогнозируют рост данного сектора и там, согласно общей тенденции.

Prohotel.ru


  источник: Prohotel.ru

Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook

Новости этого источника