Неприбыльное гостеприимство

По данным департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка, в Воронеже 125 коллективных средств размещения, число мест в которых — 11 тысяч 139. Казалось бы, этого вполне достаточно, учитывая, что коэффициент их загруженности составляет в среднем лишь 40%. Но этого крайне мало для проведения крупных международных мероприятий сродни Первому Воронежскому инвестиционному форуму 2008 года. Именно он и показал трудности, связанные с нехваткой гостиниц должного уровня, где людей можно расселить без зазрения совести. Проблему тогда решить удалось: задействован был весь административный ресурс. За два года мало что изменилось: сегмент гостиничного бизнеса по-прежнему развивается трудно.

По сравнению с 2008 годом ситуация в гостиничном хозяйстве изменилась, но незначительно — произошёл прирост лишь на 12 единиц (в 2008 году гостиниц было 113).

Власти в вопросе развития этого сегмента полагаются, конечно, на инвестора. Однако бизнесмены вкладывают средства в эту сферу неохотно. Невысокий интерес несложно понять: сроки окупаемости в туризме — до 12 лет. А вложения требуют отдачи, желательно быстрой. Учитывая загруженность гостиниц, она точно будет предельно долгой.

Это долгоокупаемый бизнес. Особенно если речь идёт о трёхзвёздочном уровне, — объясняет руководитель областного Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Сергей Суменко. — Другой вопрос — востребованность города туристами. И ответ на него подразумевает, что город пока не нуждается в большом количестве гостиниц.

Впрочем, область могла бы претендовать на статус туристического центра. Достопримечательностей, если брать регион в целом, хватило бы на недельный тур.

Сейчас, по словам Сергея Суменко, в этом направлении работа уже ведётся — создаётся концепция выездного туризма. «Первым делом необходимо информировать людей о достопримечательностях области», — считает руководитель департамента.

Концепция должна поспособствовать воронежскому гостеприимству. Развивать гостиничный бизнес в Воронеже предполагается и в рамках государственно-частного партнёрства. Оно подразумевает выделение участка земли областной собственности под инвестпощадку. Но и здесь есть свои сложности — инфраструктура и земля.

Строить гостиницу если и выгодно, то только там, где ожидается поток туристов. То есть ближе к достопримечательным местам.

Интересна усадьба Веневитинова, замок Ольденбургской, который сейчас, кстати, рассматривает немецкий инвестор, — говорит директор музея «Дивногорье» Марина Лылова. — Инвестпроект по замку предполагает гостиничный комплекс, кафе, площадку для гольфа и многое другое.

Но интересные участки остаются труднодоступными, либо совсем невыгодными по условиям их использования. В частности, исторический памятник передаётся на содержание арендатору, и тот обязан хранить его в первозданном виде.

Однако тут мы наталкиваемся ещё на одну пробле.му — непонимание инвестора, что культурные объекты не могут стать частной собственностью, — замечает Марина Лылова. — Более того, арендатор земли обязан хранить эти объекты в первозданном виде. А содержать их очень затратно.

Инвестиционную активность также замедляет отсутствие как таковой инфраструктуры, в связи с чем регулярно вводятся графики отключения воды. Клиенту сложно объяснить, что всему виной — обветшалые городские коммуникации.

Зато проблема кадровая, которую ранее испытывали гостиницы, почти решена. Сегодня есть даже курсы отельеров. Только работать по окончании их пока негде.


Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook